ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство нередко демонстрирует яркие примеры эмоциональной образной выразительности в сюжетах, в которых задействованы персонажи – люди с ограниченными возможностями. Лишения и испытания, выпавшие на долю героев, безусловно, влияют на формирование исключительных характеров. Благодаря присущему им загадочному для простого человека жизненному опыту, для людей творческих их фигуры приобретают особую привлекательность. При этом создаваемые художественные образы людей с инвалидностью становились абсолютной рефлексией настроений социума и его мироощущения, от которых зависела и коннотация самих этих образов.
Вплоть до эпохи Просвещения в живописи и графике герои с инвалидностью фигурировали в контексте наказания и искупления человеческих грехов. Слепота или хромота обрушивалась на них в качестве кары или испытания. Неудивительно, что так популярны были евангельские сюжеты с прозрением или исцелением от недугов, трактуемые в буквальном смысле как избавление от демонических сил. Ограниченные физические возможности подавались как отрицательное качество персонажа, который олицетворял собой персонификацию греха и присутствовал в различного рода аллегорических сценах.
Так, слепота физическая рассматривалась в контексте рассуждений о духовной слепоте, узости мировоззрения, а также просто глупости, как это наглядно проиллюстрировано на гравюрах Джузеппе Мителли «Слепец, ведущий слепца, падает в яму» 1678 года, Кацусика Хокусая «Слепые и слон» начала XIX века и Отто ван Веена «Аллегория глупости» 1672 года.
И только в XVIII веке французские энциклопедисты высказали совершенно иную точку зрения на людей с ограниченными возможностями. Например, Дени Дидро с восторгом описывал встречу со слепым человеком, восхищаясь его образованностью и глубиной мышления, которым мог позавидовать любой зрячий. Гуманист отмечал поразительно тонкий слух своего знакомого, его развитое обоняние и осязание. В итоге Дидро пришёл к выводу, что утрата одной способности служит стимулом к развитию другой. Итак, слепой для него – не калека, а носитель уникального опыта. Нравственная и по-современному инклюзивная позиция Дидро отражена в гравюре его современника 1772 года, которая иллюстрирует басню Христиана Геллерта «Слепой и хромой». В ней выражена идея дружбы и взаимопомощи: оба героя дополняют друг друга, компенсируя тем самым свои физические утраты.
Несмотря на преобладание светских тем и сюжетов в искусстве XVIII века, художники всё ещё продолжали использовать средневековый мировоззренческий лексикон. Например, Уильям Хогарт в своей гравюре «Петушиные бои» наделяет отрицательных персонажей атрибутами глухоты, хромоты и слепоты.
На примере образов, созданных Хогартом, можно убедиться, что общественное мнение менялось не так быстро, как нравственные убеждения отдельных людей XVIII века. Наряду с Дени Дидро можно выделить ещё одну яркую фигуру этого времени. Известный и успешный портретист английской знати Джошуа Рейнольдс в 28 лет потерял слух и с тех пор не расставался с маленькой слуховой трубкой. Об этом факте нам известно по его автопортретам. Художник сам изображал себя либо со слуховым рожком, либо с приставленной к уху открытой ладонью. Он не только не скрывал свою глухоту, но и подчеркивал её и фиксировал для потомков как знак своей уникальности.
XIX век в Европе был омрачён непрестанными военными конфликтами и, в первую очередь, их кровопролитным характером. Инвалидность, полученная на войне, стала частью обывательской жизни. Соответственно, заметно и массово меняется отношение к покалеченным людям. Вместо страха и неприязни появляется сочувствие и желание помочь. В это же время увеличивается количество специализированных госпиталей и благотворительных обществ. Инвалид в произведениях искусства становится абсолютно самодостаточным героем с разнообразными и живыми чувствами и переживаниями, без какого-либо религиозно-аллегорического подтекста. Эпоха романтизма совершенно естественно вплетает в свою концепцию персонажа, чей трагический жизненный опыт придаёт ему некий флёр таинственности. Теперь общество снисходительно и с пониманием относится к причинам, по которым такой человек нередко стремится оградить себя от социума. К этому времени относятся представленные на выставке английская цветная литография «Бал в Риджентс-парке в помощь глухим и немым», портрет генерала Пьера Домениля, гравюра «Инвалид читает незрячим» и французский акварельный рисунок «Инвалид войны с протезом ноги».
Ещё с эпохи Просвещения обозначился интерес публики к естественно-научным знаниям. В связи с этим графическое искусство стало пополняться иллюстрациями из энциклопедий, хирургической и анатомической литературы, тем самым предоставляя богатый материал по схемам и конструкциям протезов, инвалидных кресел, а также способам ампутации и видам хирургических инструментов. Так, к изданию «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» Дени Дидро относятся гравюры с рисунками медицинских инструментов из раздела «Хирургия», схемы протезов рук и ног фигурируют в итальянском «Технологическом словаре» 1845 года и т.д.
К началу XX века, в свете новых военных потрясений, тема увечных воинов оказалась как никогда актуальной. Романтическая призма художественного видения этой стороны жизни сменилась жёстким натуралистическим взглядом на войну и её изувеченных жертв, как это представлено, например, в литографии «Инвалид» из серии «Город» Франса Мазереля 1925 года.