КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
Первое документальное свидетельство использования инвалидной коляски относится к 1595 году. Тогда для короля Испании Филиппа II было изготовлено кресло, четыре ножки которого заканчивались колёсиками. При этом для перемещения кресла была необходима помощь другого человека.
Однако задолго до этого подобная идея уже приходила в голову людям: на древнегреческих вазах были найдены изображения кресла на колёсах, относящиеся еще к VI века до нашей эры. Но сюжеты этих росписей носят мифологический характер, поэтому их едва ли стоит считать реальным доказательством использования инвалидного кресла.
В 1750 году англичанин Джеймс Хит изобрёл банное кресло, представлявшее собой трёхколёсную коляску с рулём в виде длинного рычага. Коляску необходимо было толкать. Это средство передвижения использовалось курортниками в городе Бат. Несколько позднее изобретение Хита взял на вооружение житель этого города Джон Доусон. В 1783 году он организовал коммерческое производство инвалидных колясок.
Стоит отметить, что коляска с ручным управлением была запатентована только в 1869 году. Справедливости ради, нельзя не упомянуть тот факт, что ещё в 1781 году в своей «Энциклопедии» Дени Дидро представил конструктивный рисунок мобильного инвалидного кресла с ручным управлением, которое позволяло человеку самостоятельно передвигаться.
Пик производства оборудования для людей с ограниченными возможностями пришёлся на первую половину XX века. Причина этого очевидна: в результате мировых войн резко возросло количество людей, нуждавшихся в особых средствах передвижения. Представленное на выставке инвалидное кресло-коляска из ротанга с подставкой для ног и ручным приводом изготовлено компанией Gendron Wheel Inc. (США) в 1930-40-х годах. В это время предприятие, выпускавшее ранее велосипеды и детские коляски, приняло решение сосредоточиться на производстве инвалидных колясок и больничных носилок. Арсенал Gendron включал в себя как четырёхколёсные, так и трёхколёсные кресла с приводом и без него.
В СССР выпуск колёсных средств передвижения стал налаживаться уже после 1950-х годов, и только к 1970 году советская промышленность стала производить специальные средства передвижения для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Эффектной «презентацией» перед широкой аудиторией можно назвать участие инвалидной велоколяски в популярном фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Эта коляска была изготовлена на ММВЗ (Минском мотовелозаводе). Тем не менее Советский Союз выпускал лишь небольшие партии специальных велосредств, примерно по 500-700 штук в год. Основными производителями были харьковский велосипедный завод и львовский протезный завод. Представленные на выставке две велоколяски были произведены в период 1980-90-х годов и конструктивно приближены к изделиям завода г. Харькова.