На аверсе монеты запечатлён величественный профиль Марка Аврелия. Его суровый, но исполненный достоинства взгляд направлен вдаль, словно властитель обременён заботами об управлении огромной империей. Императорский лавровый венок венчает голову правителя, подчёркивая его триумфальный статус.
Реверс монеты несёт на себе образ богини Виктории – крылатой, обнажённой до пояса фигуры с пальмовой ветвью в руке. Её лик исполнен силы и властности, а в руках – щит с надписью: «Победа Августа» (в переводе с латинского), отражая непоколебимую мощь Римской империи в период её наивысшего расцвета во II веке нашей эры.
Ауреус, реже аурей – древнеримская золотая монета, которая была введена в обращение во время Второй Пунической войны (218–201 годы до нашей эры). Первоначально она использовалась исключительно в качестве наградной монеты – для раздачи войскам в награду за одержанные победы, с использованием трофейного золота. Ауреус находился в обращении более пятисот лет, за это время неоднократно девальвировался. После последней девальвации, проведённой императором Константином, он стал называться солид.
Представленный ауреус с изображением Марка Аврелия был отчеканен в период правления этого императора, который возглавлял Римскую империю с 161 по 180 годы нашей эры. Эпоха его правления ознаменовалась расцветом империи как могущественной мировой державы, что отразилось и в монетной чеканке. В дальнейшем изображения становились всё более схематичными, портретное сходство с оригиналом терялось.
Отличаясь мудростью, справедливостью и преданностью интересам империи, Марк Аврелий, прозванный «Философом на троне», продолжил политику своего приёмного отца Антонина Пия. При Марке Аврелии Рим переживал период относительного мира и процветания. Были проведены масштабные общественные работы, включая строительство акведуков, дорог, портов и общественных зданий. Империя расширила свои границы на востоке, победив парфянское царство. Марк Аврелий известен как последний из так называемых «пяти хороших императоров». Он прославился как философ, автор трактата «Размышления» и известной цитаты: «Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить». Его правление оставило яркий след в истории Древнего Рима.
Проект «Трогательная история» – это воплощение представления о музеях будущего, где отсутствует граница восприятия искусства исключительно через изображение. Основная задача проекта – ликвидация барьеров в доступности сферы культуры.
Выставка «Трогательная история. Искусство на монетах» позволяет детально ознакомиться с таким широко распространённым видом экспонатов как древние монеты. Изучение исторических материалов способствует формированию целостной картины российской и мировой истории, пониманию места и роли современной России в мире, важности вклада народа и его культуры в общую историю страны и мировую историю, формированию личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Современный формат восприятия объектов культуры часто составляет особенную трудность для людей с нарушениями зрения. Мелкие монеты чаще всего не являются предметом тактильного осмотра, к тому же они расположены в закрытых витринах, зачастую находятся в плохом состоянии – изображения частично утрачены. Однако с появлением современных технологий возникло принципиально новое решение проблемы – тактильные копии исторических артефактов позволяют использовать все способы восприятия информации. Это способствует формированию наиболее полного представления о предметах культуры у всех людей вне зависимости от их особенностей. Научная реконструкция первоначального облика монеты и другие современные методы, которые не дают исказить объёмы, передают точное историческое изображение.
Ранее командой проекта была успешно реализована выставка «Белокаменная резьба в соборах Древней Руси», привлекшая широкое внимание к сохранению уникального наследия архитектуры. А сейчас вы можете познакомиться с новым проектом «Трогательная история. Искусство на монетах», в рамках которого созданы уникальные тактильные копии исторических денежных знаков для людей с нарушениями зрения.