О КОЛЛЕКЦИИ
Коллекция отражающих историю инклюзии музейных экспонатов берет свое начало с 4 декабря 2018 года, когда проект принял участие в Третьем московском национальном форуме «Надежда на технологии», проходившем в Центре международной торговли. За последующее время коллекция с нескольких сотен экспонатов разрослась до 2000 предметов и продолжает пополняться. Было проведено девять временных выставок, на которых посетители получили возможность познакомиться с частью экспонатов. Коллекция проекта включает в себя медицинские приборы и технические средства реабилитации с конца XIX в., а также разнообразные предметы быта, призванные облегчить и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Примером может служить уникальная серебряная вилка-нож для человека с одной рукой, изготовленная в Англии в 1834 году. К наиболее же раннему ассистивному устройству относится английский серебряный слуховой рожок 1790 года. Заметим, что эволюция слуховых устройств от простых рожков до электрических слуховых аппаратов наглядно продемонстрирована на выставке.
Экспонаты дают ясное представление о развитии протезного дела, начиная со второй половины XIX века.
Разнообразные технические средства, учебные пособия и специальная литература в полном объеме отражают этапы развития технологии чтения и письма для незрячих людей.
Художественная часть коллекции, являющаяся ее гордостью, представляет собой обширное собрание графических работ, живописи и предметов мелкой пластики, начиная с XVI века и заканчивая второй половиной XX века. Изобразительные темы и графические образы включают библейские сюжеты, аллегорические композиции, сцены нравственно-морализаторского характера. Кроме того, к периоду XVIII-XIX веков относятся иллюстрации из научных медицинских трактатов, энциклопедии Дени Дидро и нескольких анатомических атласов.
К предметам ювелирного искусства с полным правом можно отнести изящные слуховые рожки английской фирмы FC Rein&Son второй половины XIX века с виртуозно нанесенной гравировкой, а также работы медальеров. Отметим, что к произведению медальерного искусства принадлежит и самый древний экспонат всей коллекции – римский денарий II века до н. э. с изображением полководца Марка Сергия Сила. Произведение искусства представляет собой одно из первых свидетельств активной социальной жизни человека, потерявшего руку и использовавшего железный протез.
Документальные и литературные источники выставки включают произведения как научного, так и художественного характера. Так, знаковым этапом в развитии механических устройств для слабослышащих явилось издание трактата «De Tuba stentorea» («Переговорная трубка») в 1713 году. Нельзя не отметить и программный труд «Ортопедия или искусство предупреждать и исправлять деформации тела у детей» (1743 год) Николя Андри де Буа-Регара, основателя такого медицинского раздела, как ортопедия. В свою очередь, в 1773 году Иоганн Вольфганг фон Гете создает героико-романтический образ однорукого рыцаря в знаменитой пьесе «Гец фон Берлихинген с железной рукой», тем самым не только сделав всемирно известной реально жившую историческую фигуру, но и породив необыкновенно популярный художественный персонаж.
Конечно же, острые вопросы социальной проблематики и адаптации инвалидов в обществе активно поднимались и в литературе XX века. Знаковой является, например, книга Валерия Фефелова «В СССР инвалидов нет!», в которой рассматриваются неоднозначные формы взаимодействия государства и инвалидов, приводящие к бытовым трудностям и справедливому социальному недовольству людей с ограниченными возможностями.
В то же время раздел коллекции, посвященный деятельности артелей и учебно-производственных предприятий ВОС (Всероссийского общества слепых), ВОГ (Всероссийского общества глухих) и ВОИ (Всероссийского общества инвалидов), демонстрирует наличие системного подхода и последовательных шагов государства в сфере обучения, трудоустройства и социального обеспечения людей с инвалидностью. Данные учебно-производственные предприятия принимали активное участие в таком важном секторе экономики, как производство товаров легкой промышленности и народного потребления.