Цифровой музей
Переходи по QR-коду и узнай больше!
КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ
В культурной истории человечества всегда присутствовали обращения к теме утраченных физических возможностей. Метафорически это трактовалось как трансформация и обретение иных, порой более мощных способностей, дарованных богам и героям. Так, больной и хромой бог Гефест, сброшенный матерью с Олимпа, выживает и становится самым искусным кузнецом. Библейский герой Самсон после ослепления приобретает ещё большую силу. А история русского былинного богатыря Ильи Муромца повествует о его чудесном исцелении после тридцати трёх лет паралича и начале совершенно новой жизни. Можно сказать, что сакральная метаморфоза в этих случаях демонстрирует проекцию людских желаний и надежд на обретение совершенных реабилитационных технологий и возможностей.
Представленные артефакты иллюстративно отражают всё разнообразие инклюзивной культуры в исторической ретроспективе и относятся к разным этапам развития реабилитационной индустрии. Экспонаты сгруппированы по четырём нозологическим категориям. Первый раздел имеет фокус на реабилитацию людей с нарушением слуха, второй посвящён тематике нарушений зрения. Следующие же два включают ассистивные предметы для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и средства передвижения для лиц, утративших возможность перемещаться самостоятельно.
Особняком стоят экспонаты, которые иллюстрируют трудовые и спортивные достижения людей с ограниченными возможностями. Именно они отражают степень вовлечённости инвалидов в социально-общественные процессы и культурную жизнь социума, а также их мужество и целеустремлённость.
К вещественным свидетельствам быта и восприятия людей с инвалидностью относятся также художественные произведения графического искусства и предметы мелкой пластики. На таких образных примерах, впечатляющих своей выразительностью, можно наблюдать весь путь общественного эмоционального развития, пройденный человечеством в отношении людей с ограниченными возможностями.
Наглядные примеры визуализации религиозных, аллегорических, литературно-исторических, научных тем и сюжетов демонстрируют поступательное изменение общественного мнения в отношении инвалидов: от нетерпимого и подозрительного до осознания необходимости предоставления им помощи. И от состояния крайне ограниченной социальной опеки до понимания важности инклюзивного образования и последующего трудоустройства людей с инвалидностью.
О КОЛЛЕКЦИИ
Коллекция отражающих историю инклюзии музейных экспонатов берет свое начало с 4 декабря 2018 года, когда проект принял участие в Третьем московском национальном форуме «Надежда на технологии», проходившем в Центре международной торговли. За последующее время коллекция с нескольких сотен экспонатов разрослась до 2000 предметов и продолжает пополняться. Было проведено девять временных выставок, на которых посетители получили возможность познакомиться с частью экспонатов. Коллекция проекта включает в себя медицинские приборы и технические средства реабилитации с конца XIX в., а также разнообразные предметы быта, призванные облегчить и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями. Примером может служить уникальная серебряная вилка-нож для человека с одной рукой, изготовленная в Англии в 1834 году. К наиболее же раннему ассистивному устройству относится английский серебряный слуховой рожок 1790 года. Заметим, что эволюция слуховых устройств от простых рожков до электрических слуховых аппаратов наглядно продемонстрирована на выставке.
Экспонаты дают ясное представление о развитии протезного дела, начиная со второй половины XIX века.
Разнообразные технические средства, учебные пособия и специальная литература в полном объеме отражают этапы развития технологии чтения и письма для незрячих людей.
Художественная часть коллекции, являющаяся ее гордостью, представляет собой обширное собрание графических работ, живописи и предметов мелкой пластики, начиная с XVI века и заканчивая второй половиной XX века. Изобразительные темы и графические образы включают библейские сюжеты, аллегорические композиции, сцены нравственно-морализаторского характера. Кроме того, к периоду XVIII-XIX веков относятся иллюстрации из научных медицинских трактатов, энциклопедии Дени Дидро и нескольких анатомических атласов.
К предметам ювелирного искусства с полным правом можно отнести изящные слуховые рожки английской фирмы FC Rein&Son второй половины XIX века с виртуозно нанесенной гравировкой, а также работы медальеров. Отметим, что к произведению медальерного искусства принадлежит и самый древний экспонат всей коллекции – римский денарий II века до н. э. с изображением полководца Марка Сергия Сила. Произведение искусства представляет собой одно из первых свидетельств активной социальной жизни человека, потерявшего руку и использовавшего железный протез.
Документальные и литературные источники выставки включают произведения как научного, так и художественного характера. Так, знаковым этапом в развитии механических устройств для слабослышащих явилось издание трактата «De Tuba stentorea» («Переговорная трубка») в 1713 году. Нельзя не отметить и программный труд «Ортопедия или искусство предупреждать и исправлять деформации тела у детей» (1743 год) Николя Андри де Буа-Регара, основателя такого медицинского раздела, как ортопедия. В свою очередь, в 1773 году Иоганн Вольфганг фон Гете создает героико-романтический образ однорукого рыцаря в знаменитой пьесе «Гец фон Берлихинген с железной рукой», тем самым не только сделав всемирно известной реально жившую историческую фигуру, но и породив необыкновенно популярный художественный персонаж.
Конечно же, острые вопросы социальной проблематики и адаптации инвалидов в обществе активно поднимались и в литературе XX века. Знаковой является, например, книга Валерия Фефелова «В СССР инвалидов нет!», в которой рассматриваются неоднозначные формы взаимодействия государства и инвалидов, приводящие к бытовым трудностям и справедливому социальному недовольству людей с ограниченными возможностями.
В то же время раздел коллекции, посвященный деятельности артелей и учебно-производственных предприятий ВОС (Всероссийского общества слепых), ВОГ (Всероссийского общества глухих) и ВОИ (Всероссийского общества инвалидов), демонстрирует наличие системного подхода и последовательных шагов государства в сфере обучения, трудоустройства и социального обеспечения людей с инвалидностью. Данные учебно-производственные предприятия принимали активное участие в таком важном секторе экономики, как производство товаров легкой промышленности и народного потребления.
СЛУХ
Процесс развития слуховых устройств можно охарактеризовать как поиск компромисса между функциональностью предмета и его формальными характеристиками. Самая древняя форма механического устройства – слуховой рожок. Первые документальные свидетельства использования этих изделий относятся к началу XVII века. А самым известным в истории пользователем слуховых рожков был Людвиг ван Бетховен. К началу XIX века механик Иоганн Непомук Мельцель изготовил для знаменитого композитора различные варианты слуховых устройств. Надо отметить, что производство слуховых рожков продолжалось вплоть до второй половины XX века, когда было налажено изготовление электрических слуховых аппаратов.
За столетия были перепробованы многочисленные формы, размеры и материалы. Однако нахождение баланса между качественным усилением звука и компактностью оказалось существенной проблемой. Слуховые рожки длиной в 30-40 сантиметров хорошо справлялись со своей задачей, но были крайне неудобны в общественных, многолюдных местах. Телескопическая конструкция также не спасала ситуацию. В свою очередь, миниатюрные рожки для светских выходов фирмы Franck Valery, по сути, представляли собой бесполезную изящную вещицу, красиво декорированную орнаментальной купольной решёткой в форме арабеска. Определённое удобство предоставляли слуховые трубки с гибким текстильным звуководом, преимуществом которых была манёвренность.
В результате на протяжении всего XIX века длилось соревнование между производителями, выражающееся в том, чьё устройство окажется менее заметным, не потеряв при этом своей эффективности. В коллекции представлен французский слуховой рожок Franck Valery, замаскированный под веер, и рожок в виде лорнета. Набор слуховых устройств фирмы Harrys включает, например, конструкцию в виде наушников. Оголовье с прикреплёнными к нему слуховыми рожками можно было маскировать в пышной причёске, под шляпой. Звуковые трубки даже монтировали в мебель. В 1819 году Фредерик Рейн изготовил акустический трон для короля Португалии Иоанна VI.
Наряду со слуховыми устройствами стали появляться приборы, призванные избавить человека от тугоухости. В начале XX века в большинстве своём они были просто неэффективны. Отосклероз – причину тугоухости – предлагалось лечить звуковыми вибрациями. На выставке представлены любопытные, похожие на современные беспроводные наушники, внутриушные усилители Vibraphone. Их производитель обещал восстановление чувствительности барабанной перепонки. В свою очередь, аппараты Клиффрда Пауэлла и Риза Хатчисона даже у современников вызывали недоверие.
ЗРЕНИЕ
«Мы, слепые, столь же обязаны Луи Брайлю, как человечество – Гутенбергу… Рельефные буквы под нашими пальцами – это драгоценные зёрна, из которых выросло наше интеллектуальное богатство», – так прокомментировала появление письма для слепых Хелен Келлер, писательница и общественная деятельница, первый слепоглухонемой человек, получивший высшее образование.
С того момента, как в 1824 году Луи Брайль разработал рельефно-точечный шрифт, у незрячих людей появились широкие возможности для коммуникации, передачи и записи информации. И самое главное – возможность учиться и получать образование. Следующим важным шагом стало изобретение разнообразных приспособлений для записи и чтения.
Приведём в пример письменный набор из Австралии 1932 года, который демонстрирует способ записи от руки на деревянном планшете (с использованием трафарета). Через сквозные блоки трафарета металлическим грифелем выдавливались определённые комбинации точек – букв алфавита. Сам блок представлял собой форму из объединённых шести точек.
Изобретение печатной машинки значительно упростило и ускорило набор текста. Оно стало также важным фактором профессиональной реализации слабовидящих людей. В конструкции таких машинок использовались шесть клавиш, выбивавших точки в необходимом порядке.
Представленная на выставке английская портативная печатная машинка 1910 года – одно из первых подобных устройств. Профессиональная печатная машинка американской компании LC Smith & Corona Typewriters Inc. 1930-х годов уже располагала гораздо большими производственными возможностями, позволяющими выполнять широкий спектр работ. А к 1960-м годам относится советская печатная машинка «Ласточка».
Примером печатного издания с использованием шрифта Брайля является первая вышедшая в России в 1885 году книга для незрячих. Это был сборник для детского чтения, который увидел свет благодаря частной инициативе Анны Александровны Адлер. С появлением тифломагнитофонов, например, немецкого Grundig 1980 года, стало возможным прослушивать «говорящие книги». Технология электронной записи стала в определённом смысле заменять печатные издания.
Вспомогательные предметы и устройства для незрячих выполняли разнообразные функции: от настольных игр и измерительных приборов до обучающих пособий. Примечателен уникальный вариант французского рельефного глобуса 1930-40-х годов.
Протезирование
Без преувеличения можно утверждать, что такая сфера человеческой деятельности, как протезирование, является столь же древней, как и сама цивилизация. Это и неудивительно, потеря конечности не только уменьшала физические возможности человека, но и приводила к психологическим проблемам. Для социальной адаптации необходимо было восстановить хотя бы внешний вид утраченной части тела. Учитывая низкий уровень древней медицины, лечение человека чаще всего сводилось к молитвам и приношениям богам. Так, дар в виде бронзовой модели руки богу медицины Асклепию давал надежду больному на исцеление травмированной конечности. Позднее традиция вотивных подношений перешла и в христианскую культуру. Помимо искусственных рук и ног (иногда даже в натуральную величину), у изображений святых стали оставлять и костыли.
Материальные свидетельства того, что искусственные конечности использовались именно для замены утраченных рук и ног, сохранились до наших дней. К 950 – 600 годам до нашей эры относятся два древнеегипетских протеза большого пальца ноги. Один, из некрополя Шейх-Абд-эль-Курна, хранится в Египетском музее в Каире, а другой – в Британском музее в Лондоне. Показательно то, что протез большого пальца был необходим и при движении в целом, но главным образом для крепления к ступне сандалия.
Античность даёт нам примеры бронзовой нижней конечности «нога Капуи» 300 года до нашей эры и свидетельство жизни Марка Сергия Сила, римского полководца с железной правой рукой. Его изображение отчеканено на денарии II века до нашей эры, представленного на выставке.
Переломный момент в развитии протезного дела наступил в XVI веке. С этого времени в военных действиях стали применять артиллерию. Потеря руки или ноги стала распространённой и очень тяжёлой солдатской травмой. Утраченные руки заменялись протезами, сконструированными на основе часовых механизмов. На гравюрах из книги французского хирурга Амбруаза Паре 1628 года можно наблюдать схемы железного предплечья и кисти, части которых были подвижными, с их помощью можно было удерживать предметы. Наглядный пример механического антропоморфного протеза с системой рычагов представляет собой «Рука Крукенберга» 1930-х годов из коллекции «Витрина истории инклюзии».
Протезирование, конечно же, неотъемлемо связано с хирургией. К правильно сформированной во время ампутации культе можно было уже изготовить протез. В результате основная часть медицинских трактатов XVIII – XIX веков отводилась разделам по ампутации. Ампутационной хирургии были посвящены и целые книги. На выставке, например, представлено богато иллюстрированное издание немецкого анатома и хирурга Лоренца Гейстера «Общая система хирургии» 1757 года.
Реалии военных событий первой половины XX века породили беспрецедентное количество инвалидов. В связи с этим остро встал вопрос не просто о финансовой и бытовой поддержке увечных ветеранов, но и об их трудоустройстве. При этом необходимы были такие протезы, которые позволяли бы выполнять множество рабочих операций. На выставке представлены функциональные немецкие протезы со сменными насадками 1930-40-х годов, а также рабочие протезы 1970-х годов производства СССР.
В то же время эволюция протезов нижних конечностей шла гораздо более медленными темпами. Конструктивные схемы, предлагаемые инженерами и врачами в XVIII веке, которые изображены на гравюрах 1789 года из труда Б. Белла «Система хирургии», продолжали использовать вплоть до конца XX века. При этом самый простой вариант протеза «деревянный колышек», прозванный ещё в XVI веке Амбруазом Паре «протезом ноги для бедных», использовался в СССР вплоть до 1980-х годов.
КРЕСЛА-КОЛЯСКИ
Первое документальное свидетельство использования инвалидной коляски относится к 1595 году. Тогда для короля Испании Филиппа II было изготовлено кресло, четыре ножки которого заканчивались колёсиками. При этом для перемещения кресла была необходима помощь другого человека.
Однако задолго до этого подобная идея уже приходила в голову людям: на древнегреческих вазах были найдены изображения кресла на колёсах, относящиеся еще к VI века до нашей эры. Но сюжеты этих росписей носят мифологический характер, поэтому их едва ли стоит считать реальным доказательством использования инвалидного кресла.
В 1750 году англичанин Джеймс Хит изобрёл банное кресло, представлявшее собой трёхколёсную коляску с рулём в виде длинного рычага. Коляску необходимо было толкать. Это средство передвижения использовалось курортниками в городе Бат. Несколько позднее изобретение Хита взял на вооружение житель этого города Джон Доусон. В 1783 году он организовал коммерческое производство инвалидных колясок.
Стоит отметить, что коляска с ручным управлением была запатентована только в 1869 году. Справедливости ради, нельзя не упомянуть тот факт, что ещё в 1781 году в своей «Энциклопедии» Дени Дидро представил конструктивный рисунок мобильного инвалидного кресла с ручным управлением, которое позволяло человеку самостоятельно передвигаться.
Пик производства оборудования для людей с ограниченными возможностями пришёлся на первую половину XX века. Причина этого очевидна: в результате мировых войн резко возросло количество людей, нуждавшихся в особых средствах передвижения. Представленное на выставке инвалидное кресло-коляска из ротанга с подставкой для ног и ручным приводом изготовлено компанией Gendron Wheel Inc. (США) в 1930-40-х годах. В это время предприятие, выпускавшее ранее велосипеды и детские коляски, приняло решение сосредоточиться на производстве инвалидных колясок и больничных носилок. Арсенал Gendron включал в себя как четырёхколёсные, так и трёхколёсные кресла с приводом и без него.
В СССР выпуск колёсных средств передвижения стал налаживаться уже после 1950-х годов, и только к 1970 году советская промышленность стала производить специальные средства передвижения для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Эффектной «презентацией» перед широкой аудиторией можно назвать участие инвалидной велоколяски в популярном фильме «Невероятные приключения итальянцев в России». Эта коляска была изготовлена на ММВЗ (Минском мотовелозаводе). Тем не менее Советский Союз выпускал лишь небольшие партии специальных велосредств, примерно по 500-700 штук в год. Основными производителями были харьковский велосипедный завод и львовский протезный завод. Представленные на выставке две велоколяски были произведены в период 1980-90-х годов и конструктивно приближены к изделиям завода г. Харькова.
АРТЕЛИ
В начале XX века Российская империя, а потом и Советский Союз были вовлечены в череду кровопролитных и разрушительных военных конфликтов. Сотни тысяч людей оказались изувечены, потеряв конечности или ослепнув. В связи с этим трудоустройство инвалидов стало вопросом первостепенной важности.
В 1920-е годы начался активный процесс создания предприятий кооперации инвалидов, совпавший со сменой политики военного коммунизма на НЭП (Новую экономическую политику). В декабре 1921 года был организован Всекоопинсоюз (Всесоюзный кооперативный союз инвалидов). Работники кустарных мастерских и надомные рабочие объединялись в производственные артели, выпускавшие в основном товары народного потребления. При этом предприятия инвалидов носили городской характер. Первые из них появились в Петрограде и Москве, затем в крупных промышленных центрах Белоруссии и Украины, а позднее и в других городах.
Первые объединения инвалидов ВОС и ВОГ возникли в 1925 и 1926 годах соответственно. С целью интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество основными задачами данных организаций стали обучение и трудоустройство незрячих и слабослышащих людей, а также строительство детских садов, санаториев, профессиональных школ и спортсооружений. Например, мало кто знает, что Союз кооперации инвалидов стал одним из учредителей спортивного общества «Спартак».
В 1920-30-е годы были изготовлены такие экспонаты выставки, как коробочка от пудры Лемерсье Всероссийского производственного объединения инвалидов, велосипедный замок производства муромской «Артели инвалидов им. 17-го Партсъезда», замок производства бакинской артели «Труд Слепых», набор окулиста, изготовленный в московской артели «Металлист», а также папиросная бумага – результат труда батумской артели инвалидов Аджаристана.
Ассортимент выпускаемой артелями продукции существенно расширился к 1950-му году. Теперь сюда входили и электротовары, игрушки, бижутерия, спецодежда, посуда, даже скульптурные композиции. К этому времени промкооперация инвалидов насчитывала уже более 4200 артелей общей численностью 219 тысяч человек.
В 1956 году вышло значимое постановление правительства о национализации и укрупнении артельных предприятий. Всекоопинсоюз был упразднён, а большая часть артелей преобразована в фабрики и учебно-производственные предприятия. При этом заметим, что сеть УПП ВОС численно заметно выделялась среди предприятий организаций инвалидов. Впоследствии под влиянием плановой экономики предприятия сокращали набор производимых товаров, однако продукция становилась более технологичной. Например, УПП ВОС г. Реж изготавливало столярные и слесарные инструменты, такие как представленная на выставке ручная дрель. Электротовары продемонстрированы карманным фонариком, ёлочной гирляндой и кинопроектором «Огонёк».
Важно упомянуть, что после национализации артелей на создавшихся госпредприятиях улучшилась социальная поддержка инвалидов. Работникам предоставлялись путёвки в дома отдыха и санатории, выделялась жилплощадь. Наблюдался и рост вовлечённости в общественную жизнь: общества инвалидов становились организаторами культурных фестивалей, спортивных соревнований. Первый Всероссийский смотр художественной самодеятельности глухих прошёл ещё в 1939 году. К 1992 году относится первый фестиваль творчества инвалидов.
Незрячие и глухонемые спортсмены принимали участие в ряде международных соревнований. На Всемирных играх глухих в Милане в 1957 году советские спортсмены завоевали 25 медалей. А в 1958 году в Ленинграде на стадионе «Динамо» состоялись первые на территории СССР, но пятые по счёту международные соревнования незрячих. У хозяев первенства оказалось 18 завоёванных медалей. В 1964 году была создана Всероссийская спортивная федерация глухих (ВСФГ), которая позднее, в 1992 году, была преобразована в Российский спортивный союз глухих (РССГ). Благодаря деятельности спортивных организаций людей с инвалидностью у команды СССР в 1988 году появилась возможность впервые выступить на Паралимпийских играх в Инсбруке.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Изобразительное искусство нередко демонстрирует яркие примеры эмоциональной образной выразительности в сюжетах, в которых задействованы персонажи – люди с ограниченными возможностями. Лишения и испытания, выпавшие на долю героев, безусловно, влияют на формирование исключительных характеров. Благодаря присущему им загадочному для простого человека жизненному опыту, для людей творческих их фигуры приобретают особую привлекательность. При этом создаваемые художественные образы людей с инвалидностью становились абсолютной рефлексией настроений социума и его мироощущения, от которых зависела и коннотация самих этих образов.
Вплоть до эпохи Просвещения в живописи и графике герои с инвалидностью фигурировали в контексте наказания и искупления человеческих грехов. Слепота или хромота обрушивалась на них в качестве кары или испытания. Неудивительно, что так популярны были евангельские сюжеты с прозрением или исцелением от недугов, трактуемые в буквальном смысле как избавление от демонических сил. Ограниченные физические возможности подавались как отрицательное качество персонажа, который олицетворял собой персонификацию греха и присутствовал в различного рода аллегорических сценах.
Так, слепота физическая рассматривалась в контексте рассуждений о духовной слепоте, узости мировоззрения, а также просто глупости, как это наглядно проиллюстрировано на гравюрах Джузеппе Мителли «Слепец, ведущий слепца, падает в яму» 1678 года, Кацусика Хокусая «Слепые и слон» начала XIX века и Отто ван Веена «Аллегория глупости» 1672 года.
И только в XVIII веке французские энциклопедисты высказали совершенно иную точку зрения на людей с ограниченными возможностями. Например, Дени Дидро с восторгом описывал встречу со слепым человеком, восхищаясь его образованностью и глубиной мышления, которым мог позавидовать любой зрячий. Гуманист отмечал поразительно тонкий слух своего знакомого, его развитое обоняние и осязание. В итоге Дидро пришёл к выводу, что утрата одной способности служит стимулом к развитию другой. Итак, слепой для него – не калека, а носитель уникального опыта. Нравственная и по-современному инклюзивная позиция Дидро отражена в гравюре его современника 1772 года, которая иллюстрирует басню Христиана Геллерта «Слепой и хромой». В ней выражена идея дружбы и взаимопомощи: оба героя дополняют друг друга, компенсируя тем самым свои физические утраты.
Несмотря на преобладание светских тем и сюжетов в искусстве XVIII века, художники всё ещё продолжали использовать средневековый мировоззренческий лексикон. Например, Уильям Хогарт в своей гравюре «Петушиные бои» наделяет отрицательных персонажей атрибутами глухоты, хромоты и слепоты.
На примере образов, созданных Хогартом, можно убедиться, что общественное мнение менялось не так быстро, как нравственные убеждения отдельных людей XVIII века. Наряду с Дени Дидро можно выделить ещё одну яркую фигуру этого времени. Известный и успешный портретист английской знати Джошуа Рейнольдс в 28 лет потерял слух и с тех пор не расставался с маленькой слуховой трубкой. Об этом факте нам известно по его автопортретам. Художник сам изображал себя либо со слуховым рожком, либо с приставленной к уху открытой ладонью. Он не только не скрывал свою глухоту, но и подчеркивал её и фиксировал для потомков как знак своей уникальности.
XIX век в Европе был омрачён непрестанными военными конфликтами и, в первую очередь, их кровопролитным характером. Инвалидность, полученная на войне, стала частью обывательской жизни. Соответственно, заметно и массово меняется отношение к покалеченным людям. Вместо страха и неприязни появляется сочувствие и желание помочь. В это же время увеличивается количество специализированных госпиталей и благотворительных обществ. Инвалид в произведениях искусства становится абсолютно самодостаточным героем с разнообразными и живыми чувствами и переживаниями, без какого-либо религиозно-аллегорического подтекста. Эпоха романтизма совершенно естественно вплетает в свою концепцию персонажа, чей трагический жизненный опыт придаёт ему некий флёр таинственности. Теперь общество снисходительно и с пониманием относится к причинам, по которым такой человек нередко стремится оградить себя от социума. К этому времени относятся представленные на выставке английская цветная литография «Бал в Риджентс-парке в помощь глухим и немым», портрет генерала Пьера Домениля, гравюра «Инвалид читает незрячим» и французский акварельный рисунок «Инвалид войны с протезом ноги».
Ещё с эпохи Просвещения обозначился интерес публики к естественно-научным знаниям. В связи с этим графическое искусство стало пополняться иллюстрациями из энциклопедий, хирургической и анатомической литературы, тем самым предоставляя богатый материал по схемам и конструкциям протезов, инвалидных кресел, а также способам ампутации и видам хирургических инструментов. Так, к изданию «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» Дени Дидро относятся гравюры с рисунками медицинских инструментов из раздела «Хирургия», схемы протезов рук и ног фигурируют в итальянском «Технологическом словаре» 1845 года и т.д.
К началу XX века, в свете новых военных потрясений, тема увечных воинов оказалась как никогда актуальной. Романтическая призма художественного видения этой стороны жизни сменилась жёстким натуралистическим взглядом на войну и её изувеченных жертв, как это представлено, например, в литографии «Инвалид» из серии «Город» Франса Мазереля 1925 года.