Изображение на монете, вероятно, отсылает к периоду правления Боспорского царя Сатира I – он возглавлял черноморскую державу в 432–389 годах до нашей эры. На аверсе монеты – изображение головы бородатого Сатира, где передано только его лицо с короткой шеей, морщинами на лбу, толстыми губами и растрёпанными волосами, из которого торчат козьи уши. Сатир был спутником греческих муз, а на Боспоре – ещё и присоединен к главным божествам плодоносной природы. Реверс монеты украшает стоящий на пшеничном колосе грифон с копьём – это традиционный геральдический символ Пантикапея.
В 314–310 годах до нашей эры Пантикапей, расположенный на территории современной Керчи в Крыму, являлся столицей могущественного Боспорского царства. Это государство, основанное греческими переселенцами, на протяжении нескольких веков доминировало в Северном Причерноморье. В рассматриваемый период Боспорское царство переживало пик своего экономического и культурного расцвета. Пантикапей, обнесенный мощными оборонительными стенами, превратился в крупный торговый, ремесленный и административный центр. Через этот город осуществлялась оживленная торговля между античной Грецией и населявшими Северное Причерноморье варварскими племенами. В городе активно развивались различные ремесла.
Пантикапей служил столицей и центром притяжения для этого мощного государственного образования. Здесь располагались резиденции правителей, был развит культурный и общественный уклад, характерный для античного полиса. Необходимость в чеканке собственных денег появилась в Боспорском царстве примерно в первой четверти IV века до нашей эры. Полисы Боспорского царства начали активно торговать между собой и другими странами скифским зерном, для чего требовалась собственные денежные знаки. В ходе Пелопоннесской войны ряд греческих городов страдали от недостатка зерна, которое до этого вывозили из Сицилии. На некоторое время зерно из Причерноморья стало главным экспортным товаром.
Изначально монеты чеканили в нескольких городах Боспорского царства. Собственные деньги выпускали Нимфей и Мирмекий, Феодосия и Фанагория. Но центром чеканки Боспорского царства считалась столица – Пантикапей. Уже к концу VI века до нашей эры монеты Пантикапея стали главной денежной единицей Боспорского царства и вытеснили экземпляры других полисов. Боспорское царство в эту эпоху контролировало обширные территории, простиравшиеся по обе стороны Керченского пролива. Пантикапей, будучи столицей, выступал ключевым связующим звеном между греческой и варварской цивилизациями, обеспечивая их культурный и экономический обмен.
Проект «Трогательная история» – это воплощение представления о музеях будущего, где отсутствует граница восприятия искусства исключительно через изображение. Основная задача проекта – ликвидация барьеров в доступности сферы культуры.
Выставка «Трогательная история. Искусство на монетах» позволяет детально ознакомиться с таким широко распространённым видом экспонатов как древние монеты. Изучение исторических материалов способствует формированию целостной картины российской и мировой истории, пониманию места и роли современной России в мире, важности вклада народа и его культуры в общую историю страны и мировую историю, формированию личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Современный формат восприятия объектов культуры часто составляет особенную трудность для людей с нарушениями зрения. Мелкие монеты чаще всего не являются предметом тактильного осмотра, к тому же они расположены в закрытых витринах, зачастую находятся в плохом состоянии – изображения частично утрачены. Однако с появлением современных технологий возникло принципиально новое решение проблемы – тактильные копии исторических артефактов позволяют использовать все способы восприятия информации. Это способствует формированию наиболее полного представления о предметах культуры у всех людей вне зависимости от их особенностей. Научная реконструкция первоначального облика монеты и другие современные методы, которые не дают исказить объёмы, передают точное историческое изображение.
Ранее командой проекта была успешно реализована выставка «Белокаменная резьба в соборах Древней Руси», привлекшая широкое внимание к сохранению уникального наследия архитектуры. А сейчас вы можете познакомиться с новым проектом «Трогательная история. Искусство на монетах», в рамках которого созданы уникальные тактильные копии исторических денежных знаков для людей с нарушениями зрения.