«Мы, слепые, столь же обязаны Луи Брайлю, как человечество – Гутенбергу… Рельефные буквы под нашими пальцами – это драгоценные зёрна, из которых выросло наше интеллектуальное богатство», – так прокомментировала появление письма для слепых Хелен Келлер, писательница и общественная деятельница, первый слепоглухонемой человек, получивший высшее образование.
С того момента, как в 1824 году Луи Брайль разработал рельефно-точечный шрифт, у незрячих людей появились широкие возможности для коммуникации, передачи и записи информации. И самое главное – возможность учиться и получать образование. Следующим важным шагом стало изобретение разнообразных приспособлений для записи и чтения.
Приведём в пример письменный набор из Австралии 1932 года, который демонстрирует способ записи от руки на деревянном планшете (с использованием трафарета). Через сквозные блоки трафарета металлическим грифелем выдавливались определённые комбинации точек – букв алфавита. Сам блок представлял собой форму из объединённых шести точек.
Изобретение печатной машинки значительно упростило и ускорило набор текста. Оно стало также важным фактором профессиональной реализации слабовидящих людей. В конструкции таких машинок использовались шесть клавиш, выбивавших точки в необходимом порядке.
Представленная на выставке английская портативная печатная машинка 1910 года – одно из первых подобных устройств. Профессиональная печатная машинка американской компании LC Smith & Corona Typewriters Inc. 1930-х годов уже располагала гораздо большими производственными возможностями, позволяющими выполнять широкий спектр работ. А к 1960-м годам относится советская печатная машинка «Ласточка».
Примером печатного издания с использованием шрифта Брайля является первая вышедшая в России в 1885 году книга для незрячих. Это был сборник для детского чтения, который увидел свет благодаря частной инициативе Анны Александровны Адлер. С появлением тифломагнитофонов, например, немецкого Grundig 1980 года, стало возможным прослушивать «говорящие книги». Технология электронной записи стала в определённом смысле заменять печатные издания.
Вспомогательные предметы и устройства для незрячих выполняли разнообразные функции: от настольных игр и измерительных приборов до обучающих пособий. Примечателен уникальный вариант французского рельефного глобуса 1930-40-х годов.