Несмотря на преобладание светских тем и сюжетов в искусстве XVIII века, художники все еще продолжали использовать средневековый мировоззренческий лексикон. Например, Уильям Хогарт в своей гравюре «Петушиные бои» наделяет отрицательных персонажей атрибутами глухоты, хромоты и слепоты.
На примере образов, созданных Хогартом, можно убедиться, что общественное мнение менялось не так быстро, как нравственные убеждения отдельных людей XVIII века. Наряду с Дени Дидро можно выделить еще одну яркую фигуру этого времени. Известный и успешный портретист английской знати Джошуа Рейнольдс в 28 лет потерял слух и с тех пор не расставался с маленькой слуховой трубкой. Об этом факте нам известно по его автопортретам. Художник сам изображал себя либо со слуховым рожком, либо с приставленной к уху открытой ладонью. Он не только не скрывал свою глухоту, но и подчеркивал ее и фиксировал для потомков как знак своей уникальности.

XIX век в Европе был омрачен непрестанными военными конфликтами и в первую очередь их кровопролитным характером. Инвалидность, полученная на войне, стала частью обывательской жизни. Соответственно, заметно и массово меняется отношение к покалеченным людям. Вместо страха и неприязни появляется сочувствие и желание помочь. В это же время увеличивается количество специализированных госпиталей и благотворительных обществ. Инвалид в произведениях искусства становится абсолютно самодостаточным героем с разнообразными и живыми чувствами и переживаниями, без какого-либо религиозно-аллегорического подтекста. Эпоха романтизма совершенно естественно вплетает в свою концепцию персонажа, чей трагический жизненный опыт придает ему некий флер таинственности. Теперь общество снисходительно и с пониманием относится к причинам, по которым такой человек нередко стремится оградить себя от социума. К этому времени относятся представленные на выставке английская цветная литография «Бал в Риджентс-парке в помощь глухим и немым», портрет генерала Пьера Домениля, гравюра «Инвалид читает незрячим» и французский акварельный рисунок «Инвалид войны с протезом ноги».

Изобразительное искусство
Стр 2/3